Главная » Статьи » Педагогическая мастерская молодого учителя

Урок. Современные требования к уроку.

УРОК. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

УРОК - это зеркало общей и пе­дагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, пока­затель его кругозора и эрудиции.

Сухомлинский В.А.

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно-воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, ме­тоды, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть ус­воены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок - это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:

  • на уровне восприятия, осмысления и запоминания;
  • на уровне применения знаний по образцу;
  • на уровне применения знаний в новой ситуации. Современное содержание обра­зования и закономерности процесса обучения в целом и усвоения, в частности, опреде­ляются непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.

1. Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.

2. Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе само­стоятельного поиска путем решения поисковых задач, насколько поиск таких знаний доступен для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы дея­тельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.

3. Изложение учебного материала на уроке может и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций. В других случаях материал изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.

Изложение знаний возможно в форме рассказа, лекций, чтения учебника, про­смотра диафильмов и т.д. Характер изложения определяется внутренней структурой, способом построения - объяснительно-иллюстративным или проблемным.

Одно из основных требований к уроку предусматривает его научность, непремен­ным условием научности содержания урока является ознакомление учащихся с дос­тупными им методами науки.

Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы — весь­ма нелегкая задача. Это, во-первых, использование учебного материала различной сте­пени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем. Это, во-вторых, поручение уча­щимся заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой сис­теме, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходит от менее трудных заданий к более сложным. Это, в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.

4. Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой ло­гикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической це­лью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не тра­диционный опрос, изучение нового материала, закрепление усвоенного и т.д., а шаги, обусловливающие движение к цели урока, т.е. усвоение его содержания.

5. На уроке должно осуществляться закрепление знаний посредством воспроизве­дения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.

6. Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания.

7. На уроках должен быть систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных ус­ловий эффективности урока.

УРОК

1. Образовательные задачи:

формирование понятий, законов;

выработка умений, навыков по предмету;

формирование навыков учебного труда.

2. Воспитание учащихся на уроке:

комплексное воспитание, всестороннее развитие;

НОТ: обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.

3. Содержание

полнота (в соответствии с учебной программой);

научность;

связь с жизнью;

доступность (но высокая степень сложности);

опора на межпредметные связи;

систематичность и последовательность (опора на логику учебника).

4. Форма

место урока в системе уроков по теме;

оптимальные формы организации: классная, групповая, индивидуальная;

целенаправленное разнообразие структуры урока;

5. Структура урока

Структура

устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяют­ся примерный порядок и способы действий учителя и учащихся

Основные элементы урока

 

сообщение темы и цели урока;

изучение нового материала;

формирование умений и навыков;

закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН; применение полученных ЗУН;

анализ результатов обучения на уроке;

проверка и оценка ЗУН;

домашнее задание;

подведение итогов урока;

самоанализ

Формы организации урока

индивидуальная;

фронтальная;

групповая;

коллективная;

парная; 

разновозрастная

Приемы

разъяснение;

рассуждения;

общая характеристика

Методы обучения

словесные (рассказ, беседа, объяснение, учебная лекция, доклады);

наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телеви­зионные, компьютерные); 

практические (разнообразные упражнения)

Общедидактические методы

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный; 

частично-поисковый;

проблемный; 

исследовательский

По дидактическим зада­чам выделяют методы

приобретения знаний;

формирования умений и навыков;

применения знаний;

творческой деятельности;

контроля

 6. Структура урока по его типу

Тип урока

Усвоение новых знаний

Закрепление новых знаний

Выработка умений и навыков

Повторение и обобщение

Проверка и оценка

I.

Организационный этап

II.

 

Проверка домашних за­даний

Актуализация опорных знаний и умений

 

 

 

III.

 

Всесторонняя проверка знаний

 

Определение стержневых знаний и уме­ний

 

Воспроизведе­ние и коррек­тировка уме­ний и навыков для творческо­го решения за­дач

 

 

 

 

IV.

 

Подготовка к активному и сознательному усвое­нию нового материала

Пробное при­менение знаний и умений

Подготовка к комплексному применению знаний

Подготовка к обобщающей дея­тельности

 

Повторение в различных формах

 

V.

 

Усвоение новых знаний

Выработка уме­ний применять знания по об­разцу в сходных условиях

 

Самостоятель­ная работа по комплексному применению ЗУН на всех уровнях

Обобщение силами учащихся

 

Беседа как метод фрон­тальной про­верки

 

VI.

 

Первичная проверка по­нимания

Выработка уме­ний переноса знаний

Обобщение и систематиза­ция знаний и способов вы­полнения ра­боты

Обобщение самим учителем

 

Задание на применение знаний в раз­личных си­туациях на разных уров­нях

VII.

 

Закрепление новых зна­ний

 

Тренировочные упражнения

 

Контроль и самоконтроль на основе вы­полнения самостоятельных работ

 

Коллективное об­суждение полу­ченных результатов

 

Групповая работа, взаи­моконтроль и взаимопо­мощь

 

VIII.

Подведение итогов урока

IX.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Категория: Педагогическая мастерская молодого учителя | Добавил: efremova-marina (28.08.2014)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0