Главная » Статьи » Педагогическая мастерская молодого учителя

Универсальные критерии оценки урока.

Универсальные критерии оценки урока

Критерии включают наиболее важные компоненты (задачи) урока — как пропис­ные, рутинные, так и толкающие учителя на профессиональные подвиги. Все они обрабо­таны и расставлены по нарастающей в «четы­рехрядке» урока, которая представляет собой систему «узловых» образовательных начал:

1) целеполагание, 2) содержание, 3) органи­зацию, 4) методику (ЦСОМ). Основные ЦСОМ-составляющие образцово­го урока являют собой полный учебный мик­ро- (да и макро-) цикл. Именно из них педа­гог составляет и ставит бесчисленные сцена­рии своих уроков — самых различных типов. Данные показатели могут служить общей основой для всестороннего, системного (само)анализа и (само)оценки работы любого учителя. И принятия в соответствии с этим необходимых методических или управленче­ских решений. Итак, разберем узловые ас­пекты ЦСОМа.

Целеполагание: зачем, ради чего учить(ся), с какой целью?

  • Стимуляция (при необходимости — реанима­ция) познавательных интересов учащихся, по­вышение уровня их учебной мотивации по­средством расширения диапазона запросов и потребностей каждого из них;
  • учет при определении цели (темы) урока его места в системе занятий, а также ключевых, концептуальных идей учебного курса, ориги­нальность их подачи;
  • опора при постановке целей на значимые, ак­туальные ценности (принципы); его собствен­ное видение выносимых на урок проблем;
  • учет при обосновании целей (задач) урока об­разовательных потребностей учащихся и обще­ства, ведущих тенденций его развития;
  • направленность на выявление и раскрытие спо­собностей учащихся, их увлечений и склоннос­тей, на удовлетворение их личностных запросов;
  • убедительность аргументации при обоснова­нии важности и значимости (остроты, неорди­нарности) заявленной проблемы, необходи­мости ее изучения (решения);
  • способность педагога будить воображение, фантазии учащихся, подогревать их любозна­тельность, поддерживать их инициативы, ис­кания, стремление открыто высказывать свою точку зрения по проблеме, обосновывать и от­стаивать свои взгляды и убеждения;
  • роль парадоксальных, «сумасшедших» идей, экспромта, импровизации в создании на уроке атмосферы интриги, занимательности и увле­ченности;
  • умение учителя повышать познавательную ак­тивность учащихся с помощью системы про­блемных, провоцирующих поиск истины, ис­подволь наводящих на цель вопросов;
  • роль межпредметных связей, отражающих многообразие и единство мира, в расширении кругозора учащихся, сферы их интересов, уровня их общего развития, способности к обобщениям;
  • формирование системы жизненных ценнос­тей, ориентиров, идеалов, приоритетов, миро­воззрения учащихся, «отвечающих» за их вы­бор, самоопределение и принятие решений;
  • степень достижения (реализации) учителем с учениками заявленных целей и задач, замысла урока, разрешения вынесенных на него вопро­сов и проблем.

Содержание: что преподавать (изучать), чему учить (ся)?

  • Формирование опорных, т. е. наиболее значи­мых, знаний учащихся через планомерное и осмысленное постижение ими понятийного аппарата и основ изучаемых наук;
  • учет при отборе, компоновке и структурирова­нии материала (заданий) урока требований учебной программы и стандарта образователь­ной области;
  • соответствие объема и степени сложности вы­носимого на урок компактного блока материа­лов его реальной роли в системе проводимых занятий;
  • превалирование задаваемого уровня трудности теоретических и практических заданий над до­стигнутым уровнем подготовленности учащих­ся; дозирование учебной нагрузки;
  • дифференциация учебного материала для оп­ределенных групп учащихся, позволяющая вы­ходить на разноуровневые индивидуальные за­дания;
  • соблюдение принципа преемственности при погружении в проблему: связь с ранее изучен­ным, обозначение пространственно-времен­ных параметров познаваемого явления;
  • способность учителя ясно, толково и лаконич­но излагать любую тему; точность приводимых им сведений и фактов, трактовки событий, конкретность предлагаемых заданий;
  • практическая направленность обучения: опора на жизненный опыт, сообразительность уча­щихся, в том числе при самостоятельном овла­дении ими новым материалом;
  • совершенствование чтения, говорения, письма учащихся через овладение ими символами и терминологией изучаемой науки, ее определе­ниями и основными положениями;
  • развитие у учащихся логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, выявлять сходства, различия, признаки и свойства явле­ний, давать им полную характеристику, выде­лять главное, приводить доказательства, делать необходимые измерения и расчеты, находить противоречия в познаваемых явлениях, крити­чески их осмысливать, высказывать взвешен­ные суждения, обстоятельно отвечать, объяс­нять и описывать свои действия, вести диалог и дискуссию;
  • роль содержания как «вразумителя» желаний в развитии мыслительных способностей, интел­лекта учащихся, повышении их эрудиции, уровня компетентности, культуры умственно­го труда;
  • полнота усвоения материала (выполнения за­даний) учащимися, глубина его понимания: во всем разобрались, все выяснили, все решили.

Организация: каковы условия, порядок, формы (об) учения?

  • Привитие учащимся навыков самоорганиза­ции и общения, повышение их готовности принимать в совместной, согласованной и сла­женной учебной работе регулярное, посиль­ное, ответственное и деятельное участие;
  • соответствие типа, структуры построения уро­ка его целям и содержанию; логическая обус­ловленность и последовательность этапов уро­ка, взаимосвязь между ними;
  • учет половозрастных и индивидуальных осо­бенностей, состояния здоровья учащихся;
  • дифференцированный подход к каждому из них с целью расширения их возможностей;
  • влияние хода и порядка проведения урока (за­даваемый темп, ритм, разнообразие видов учебной деятельности, обоснованность их сме­ны) на работоспособность учащихся;
  • контактность, коммуникабельность педагога, способность входить в доверие к ученикам и оказывать на них психологическое воздейст­вие, влиять на ситуацию в классе;
  • умение учителя находить подход к каждому учащемуся, привлекать к себе внимание и на­страивать, сплачивать для совместной работы;
  • создание на уроке благоприятной обстановки взаимного уважения, доброжелательности и разумной требовательности;
  • умение учителя включать класс в рабочий ре­жим, вовлекать учащихся в разноплановую, напряженную и взаимополезную деятельность;
  • характер их делового общения;
  • естественность отношений педагога с учащи­мися, его способность выступать в качестве ко­ординатора учебного взаимодействия между ними; способы разрешения коллизий;
  • способность педагога управлять познаватель­ной деятельностью учащихся, сочетать фрон­тальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы;
  • использование на уроке активных форм учеб­ного сотрудничества и взаимопомощи (обмена наработанным), в том числе с элементами игры и состязательности;
  • способность учителя перестраиваться в зависи­мости от реакции учеников на его действия и вместе с ними находить приемлемые варианты продолжения урока; владение искусством па­узы;
  • коррекция учебной деятельности учащихся:
  • выявление и устранение пробелов в их знани­ях, привитие им навыков саморегуляции; рабо­та с отстающими учениками;
  • использование гибкой, поощряющей усилия каждого системы контроля, оценки и учета знаний учащихся; научение их самооценке и взаимопроверке знаний и умений;
  • развитие сенсорной, чувственно-эмоциональ­ной сферы учащихся: умения внимательно слу­шать и наблюдать, сосредоточенно восприни­мать и живо обсуждать насущные проблемы;
  • влияние личности учителя на формирование мировосприятия, чувства долга, нравственнос­ти учащихся, их гражданское становление.

Методика: как учить (ся), каким обра­зом, посредством чего?

  • Привитие учащимся умений и навыков само­стоятельного учебного труда, т. е. способности добывать и обрабатывать необходимую инфор­мацию, усваивать и воспроизводить ее и при­менять на практике;
  • соответствие используемых учителем (учени­ками) приемов, способов и средств (об)учения целям и содержанию урока, порядку его прове­дения;
  • способность дидактической составляющей урока работать на реальное повышение уровня
  • сформированность общеучебных и специаль­ных умений и навыков учащихся;
  • владение учителем продуктивной техникой преподавания, способностью вооружать уча­щихся рациональными и эффективными спо­собами познания, решения учебных задач;
  • использование учителем современных образо­вательных технологий, действенных (в т. ч. ав­торских) методик обучения, способных обес­печить опережающее (само)развитие учащих­ся;
  • владение педагогом словом, выразительной, образной, впечатляющей речью — важнейшим инструментом передачи опыта; юмор как сред­ство разрядить напряженность;
  • интенсификация процесса (об)учения с по­мощью разнообразной наглядности, символов, сигналов, знаковых систем, способствующих запечатлению познаваемого в памяти учащихся;
  • применение аудио-видеотехники, компьютеров, приборов, моделей, оборудования, иных средств (об)учения; умение эффективно их использовать;
  • умение работать с любыми текстами, состав­лять планы, тезисы выступлений, вести конс­пекты, накапливать и обновлять свой банк данных и им распоряжаться;
  • умение учащихся пользоваться книгой (учеб­никами, пособиями, словарями, справочной литературой, первоисточниками), заниматься самообразовательной работой;
  • усложнение формулы выполнения учащимися заданий (в т. ч. домашних): от заучивания и воспроизведения к интерпретации, нестан­дартным ходам и к творчеству;
  • усиление поискового, эвристического начала в (об)учении посредством постановки опытов и экспериментов, исследовательской работы учащихся, пробы их руки (пера);
  • способность представлять познаваемый мир целостным и динамичным, оперировать обра­зами и ассоциациями, мыслить и действовать по опосредованной аналогии;
  • роль духовных, интеллектуальных, нравствен­ных и физических упражнений в совершенст­вовании функциональных способностей, со­циальной мобильности учащихся;
  • динамика изменения умелости учащихся: от выполнения отдельных учебных действий — к овладению ими универсальными способами жизнеустройства и жизнедеятельности;
  • роль методики как «исполнительницы» желаний в раскручивании маховика саморазвития, по­вышении способности к самореализации че­рез преодоление трудностей и разрешение проб­лем;
  • результат работы связки «учитель — учащие­ся»: качественное и в полном объеме выполне­ние требований учебных планов и программ;
  • степень удовлетворения достигнутым.
Категория: Педагогическая мастерская молодого учителя | Добавил: efremova-marina (12.09.2014)
Просмотров: 215 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0