Главная » Статьи » Педагогическая мастерская молодого учителя

Советы молодому учителю

Советы молодому учителю

СОВЕТ ПЕРВЫЙ

Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снис­хождении. Да, она тебя ждет, можно сказать, с распростертыми объятия­ми, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть достоинство. И это досто­инство - дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

Так что сразу ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты. Тем более что хороший учитель лучше посредст­венного поэта или актера. Впрочем, наверное, не следует сравнивать профессии. Дело ведь не в том, какая профессия, а в том, насколько она тебе подходит. А вот в этом следует разобраться. Но нельзя разобраться на бегу. Надо поработать с полной отдачей, надо выложиться. И для этого надо считать школу своим де­лом, а не чужим, куда ты попал слу­чайно. Разобраться - это значит понять, по душе ли тебе труд учителя.

ВТОРОЙ СОВЕТ:

Найди себя, свой образ. Учи­тель индивидуален, иначе не мо­жет быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, пригля­дывайся к мастерам. Бери на воору­жение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо по­нимать творчество как изобретение пороха.   Педагогика  существует столько, сколько существует мир. 

Приемы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый на­стоящий учитель, даже перенимая, остается собой. Вспомним Л.С. Вы­готского: творчество на деле сущест­вует только там, где человек вообра­жает, комбинирует, изменяет и соз­дает что-то новое, какой бы крупи­цей ни казалось это новое во сравне­нию с созданием гениев. Как же рас­познать, что в тебе твое, а что - чу­жое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислуши­ваться к мнениям, в том числе и кри­тическим. Но если у тебя не будет внутреннего чувства истины, ты бу­дешь не учитель, а «чего изволите?» Это другая крайность, в противовес самомнению.

И потом, кто сказал, что учи­тель создает свой образ раз и навсе­гда? Маяковский писал о художнике Келине: «Лучший учитель. Твердый Меняющийся». Образ - не схема, а живое лицо. Оно может быть весе­лым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взвол­нованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть твоим, должно быть живым, а не маской.

СОВЕТ ТРЕТИЙ

Не замыкайся в своем учи­тельстве. Если учитель - только учитель, то это скучно. Играй на ги­таре, пой, пиши стихи, играй в во­лейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Рас­ширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть ин­тересен детям, но этого не полу­чится, если ты будешь сосредото­чен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная про­грамма.

И опять же надо помнить о том, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусст­венно культивировать в себе качест­ва, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. Не надо играть на ги­таре, если тебе это не нравится. Не надо собирать марки, если к этому у тебя не лежит душа. Но тогда должно быть что-нибудь другое, тебе свойст­венное. А самое главное - и тут уже особые способности не нужны, - тебя должны интересовать люди. Ты мо­жешь быть другом, знакомым, собе­седником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе за­сохнешь, как сломанная ветвь.

Творческий человек, как пра­вило, многогранен. Учителю тоже нужна увлечен­ность, но если эта увлеченность сосредоточена только на преподавании, - этого мало. Прав­да, бывает и иная увлеченность - меркантильность, стремление любы­ми средствами добыть как можно больше денег. Михоэлс однажды рас­сказал такую притчу. Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравил­ся, но показался обыкновенным, со­всем не ценным. Тогда он взял стекло и одну сторону его позолотил. Оско­лок стал ценною вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не уви­дел людей, домов, леса, гор, реки - всего того, что он видел раньше. Он видел только себя.

Увлеченность,   многосто­ронний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профес­сии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он -эрудит, или: он - хороший мето­дист, или: он - энтузиаст внекласс­ной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие сторо­ны деятельности учителя тоже хо­роши.

ЧЕТВЕРТЫЙ СОВЕТ:

Помни о комплексном ха­рактере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эруди­ция, и методика, и внеклассная рабо­та, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано. И если мы говорим об этом Отдельно, то это чисто условно. Заметь: любой рассказ о школе, эпизод, даже анек­дот заключает в себе комплекс учи­тельских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже. Хуже того, непрофессионально.

Ты можешь возразить, что те­бе известны учителя, которые хоро­шо знают свой предмет, но не вла­деют методикой, или такие, которые только дают уроки, а после звонка их как ветром сдувает, или такие, у которых дети стоят на головах, а они орут и оскорбляют детей. Советую тебе не быть таким, они несчастны так же, как и их ученики.

ПЯТЫЙ СОВЕТ:

Будь счастливым. Правда, это больше похоже на пожелание, чем на совет. Тогда скажем так: будь опти­мистом! Верь! Ужасно, когда учи­тель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбы­точные, но конструктивные. Есть та­кая грамматическая фраза, в которой «чтобы» (и «что бы») пишется и слитно, и раздельно: «Что бы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно смело взять на вооружение как девиз.

В жизни каждому бывает тяжело и горько, у каждого случается несча­стье и горе. И у меня иногда просто опускаются руки. И утром, бывает, не хочется вставать и идти в школу. И даже дети порой так надоедают... Но надо все это преодолевать. Жизнь -это преодоление трудных и даже кри­тических ситуаций. И у тебя это бу­дет. Собери свою волю. Не опускай крылышки. Не будь лапшой. Борись. Сопротивляйся. Борись. Сопротив­ляйся. Верь и добивайся своего.

Да, мы иногда идем на разно­го рода компромиссы, и это не про­тиворечит тому, что я только что сказал. Это апелляция к разуму. Бес­компромиссность - это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть. И не только цель урока, и не столько цель урока, сколько цель всего твоего учительства.

Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет полу­чаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще. Хотя, впро­чем, недотепа - это тоже образ, и иногда довольно  симпатичный, пусть даже смешной. И, конечно, образ чисто внешний. Внутри у те­бя, дорогой мой, должно быть все четко и уверенно.

ШЕСТОЙ СОВЕТ:

Будь честным и правдивым. «Подумаешь, - скажешь ты, - я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно. Каждый день это гово­рить не надо. Сказал один раз - и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» - это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгу­нишки. Это потому, что они постав­лены взрослыми в такие условия, ко­гда просто нельзя не соврать.

СОВЕТ СЕДЬМОЙ:

Ценя юмор в общении с уче­никами. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бой­ся быть смешным сам: бывают со­всем невинные и безобидные смеш­ные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон - это все!..

Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо искусственно изо­щряться в остроумии. Все, в том чис­ле и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в тем числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит», класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, грозное ору­жие. Поэтому надо знать меру, быть осторожным и тактичный. Класс смеется, и учитель смеется, но, даже смеясь, учитель не должен расслаб­ляться: он на работе.

СОВЕТ ВОСЬМОЙ:

Будь естественным, не при­творяйся, не старайся казаться ум­нее, чем ты есть. Бесполез­но: дети тебя все равно раскусят.

Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переиг­рывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться.

Сходство между учителем и ак­тером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудито­рию, на публику. Если между актера­ми и зрительным залом не устанавли­вается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сведут с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впро­чем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

Хуже всего, ко­гда учитель на уроке не говорит, а декламирует или выступает. Он как будто уже и не он, а кто-то другой, по его понятиям, лучше того, каким он является на самом деле, а на са­мом деле - хуже, потому что искус­ственнее. Он притворяется, и это всем понятно.

Самое главное в том, что та­кой учитель как бы приучает детей к этой ложной патетике, и некоторые доверчивые дети думают, что так и должно быть. Формируется безвку­сица. Находятся ученики, которые через какое-то время сами становят­ся учителями, причем такими же. Вот какие основы мы закладываем, и как прочно.

СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ:

Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо ка­заться, надо быть.

Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завист­ников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его не­прилично. Честолюбие все-таки иг­рает вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное - дело. Возводить же честолюбие в прин­цип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Хо­тя не всегда нам ясно до конца и значение дела, его результат.

Цель творчества - самоотдача. А не шумиха и успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех. Это твое кредо, запомни! Ты же всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство и даже не твои коллеги и друзья.

Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская пози­ция.

ДЕСЯТЫЙ СОВЕТ

Обрети гражданскую пози­цию. Может быть, она у тебя уже есть, эта пози­ция. Может быть... Но она форми­руется, стабилизируется и кристал­лизуется в деле. Рассуждать о поли­тике, о патриотизме, об интерна­ционализме все мастера. Но не по­полняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети, и эта позиция нужна им.

Гражданская позиция, прежде всего - нравственная. Запомни: ка­кие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истин­ный проводник гражданской идеи - ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в це­лости и чистоте или будет так хит­роумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо про­тивоположным.

Да, в наше время крушения устоявшихся политических стерео­типов важно помочь детям сформи­роваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.

И, наконец, самое послед­нее:

Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляционного провозглашения непреложных истин. Абсолютных правил, годных на все случаи жизни, не знаю. Думай сам!

Категория: Педагогическая мастерская молодого учителя | Добавил: efremova-marina (28.08.2014)
Просмотров: 176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0