Главная » Статьи » Педагогическая мастерская молодого учителя

Состав комбинированного урока.

Состав комбинированного урока

Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактической задачи

1-й этап.

Организация начала урока. Подго­товка учащихся к работе на уроке.

Приветствие; выявление отсутствующих; провер­ка готовности готовность наглядных пособий, доски, мела. Раскрытие общей цели урока

Требовательность, соб­ранность, добро­желательность учителя отсутствие многословия; четкость; ярко выражен­ная волевая направлен­ность   педагога

Кратковременность оргмомента; быстрое вклю­чение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и обо­рудования к уроку

2-й этап.

Проверка вы­полнения домашнего задания. Установление правильности и осознан­ности выполнения до­машнего задания всеми (или большинством) учащихся, устранение обнаруженных пробе­лов; дальнейшее усовершенствование зна­ний, умений и навыков учащихся

Выявление уровня зна­ний учащихся по задан­ному на дом заданию; определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления; ликвидация недостатков

 

Оперативность учителя, которая во многом обес­печивается целевой направленностью провер­ки; использование сис­темы приемов, позво­ляющих проверить выполнение задания всеми (или большин­ством) учащимися

 

Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний уча­щихся и установление типичных недочетов в знаниях и по домашнему заданию; развивающий характер проверки

3-й этап. Подготовка к активной УПД на основ­ном этапе урока. Подго­товка учащихся к тому виду учебно-познавательной дея­тельности, который бу­дет доминировать на ос­новном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, фор­мирование познава­тельных мотивов

Постановка триединой дидактической цели урока; организация дей­ствий учащихся по ее принятию

 

Умение учителей опре­делять и ставить трие­диные дидактические цели урока; владение приемами организации учащихся на деятель­ность по принятию цели

Формирование ди­дактической цели вместе с учащимися; актив­ность каждого ученика, т.е. его деятельность по принятию цели

 

 

4-й этап.

Усвоение но­вых знаний. Сформиро­вать у учащихся кон­кретные представления об изучаемых фактах явлениях, процессах их сущности, связи, выде­лить главное, провести обобщение вместе с учащимися; на основе знаний выработать умения

Сообщение учителем нового материала (или самостоятельная работа учащихся); восприятие учащимися нового мате­риала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкре­тизация

 

Опора на жизненный опыт учащихся; инди­видуальный подход по дозе помощи.

 

При использовании объяснительно-иллюстративного метода преподавания критерием успеха является включе­ние учащихся в актив­ную УПД и качество от­ветов на следующем этапе

 

5-й этап.

Первичная проверка понимания учащимися нового учеб­ного материала. Установить осознанность ус­воения учащимися ново­го материала; усвоение не связей и отношений между фактами, явле­ниями, процессами; ус­тановить выявление про­блемы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующе­му этапу урока

Проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, ко­торое нужно усвоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний

 

Использование учителем вопросов, требующих мыслительной и практи­ческой активности уча­щихся; постоянные обращения к классу; выяв­ление пробелов и успе­хов учащихся в ходе проверки в знаниях

 

Показывают ли при оп­росе сильные и слабые учащихся понимание основного содержания усваиваемых знаний; привлекался ли класс к дополнению и оценке ответов товарищей; уст­ранялись ли выявленные пробелы или нацелива­лись ли школьники на их устранение на после­дующих этапах урока

 

6-й этап.

Закрепление знаний. Организация деятельности учащихся по применению изучен­ных знаний для объяс­нения различных про­цессов и решения задач

 

Организация дея­тельности по воспро­изведению, выделению существенных призна­ков, конкретизации зна­ний

 

Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию зна­ниями; организация дея­тельности школьников по включению новых знаний в систему ранее изученного

Умение учащихся рас­познавать, вос­производить новое со­держание; применять новые знания к объясне­нию явлений и решению задач; выявление и уст­ранение недостатков в знаниях и умениях

7-й этап.

Обобщение и систематизация знаний. Усвоение системы по курсу межкурсовых по­нятий

 

Организация дея­тельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в цело­стные системы внутри-учебного предмета и межкурсовые понятия

Умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обоб­щающую деятельность учащихся по включению части в целое

 

Знания учащимися не только отдельных фак­тов, правил, а законов, теорий; сформированность у них целостной картины мира

 

8-й этап.

Контроль и са­моконтроль знаний. Глубокая всесторонняя проверка знаний, уме­ний и навыков несколь­ких учащихся; выявле­ние недостатков и при­чин их появления; сти­мулирование учащихся на самообразование

 

Проверка полноты, осознанности, дейст­вительности и прочно­сти знаний, умений и навыков; проверка, сформированности об­щих учебных умений, установление положи­тельных и от­рицательных сторон в знаниях; рекомендации учащимся по лик­видации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товари­щей

Подготовка дополни­тельных вопросов для проверки осознанности и действительности зна­ний; использование не­стандартных ситуаций в применении проверяе­мых знаний, опора на помощь учащихся клас­са путем рецензирова­ния ответов и др.

 

Всесторонность про­верки знаний, умений и навыков; ре­цензирование ответов учителем и учащимися с указанием положитель­ного и недостатков в знаниях; конкретность предложений по ликви­дации пробелов или дальнейшего интереса к предмету

 

9-й этап.

Подведение итогов урока. Инструк­таж по его выполнению. Анализ успешности ов­ладения знаниями и спо­собами деятельности; показать типичные не­достатки в знаниях, умениях, навыках

Дать общую характе­ристику работы класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недос­татки, показать пути их преодоления

Умение быстро схва­тывать типичное в ус­пешности усвоения и недостатков; умение учесть реальные учеб­ные возможности

Краткость и емкость анализа с учетом типич­ности; определение мер для последующей рабо­ты тем, кто затрудняется

10-й этап.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его вы­полнению. На основе выявленных результатов усвоения нового мате­риала дать домашнее задание, которое было бы направлено на даль­нейшее развитие знаний и подготовку к после­дующему обучению

Сообщить домашнее за­дание, проинструк­тировать учащихся о его выполнении

 

Умение дать методи­ческие советы по вы­полнению домашнего задания

 

Работа по инструк­тированию в рамках урока; запись на доске параграфов, номеров за­дач и заданий; успеш­ность выполнения до­машнего задания к сле­дующему уроку

 

Категория: Педагогическая мастерская молодого учителя | Добавил: efremova-marina (12.09.2014)
Просмотров: 161 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0