Главная » Статьи » Методический бюллетень

Виды анализа урока
ВИДЫ АНАЛИЗА УРОКА
     Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определении дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока осуществляет ряд функций:
- контрольную (вспомогательную)
- обучающую (основную)
- воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания). 
    В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы:
во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная функция);
во-вторых, отмечены достижения и недостатки в работе учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны конкретные рекомендации по повышению педагогическою мастерства (обучающая функция);
в-третьих, оценены деловые и этические качества учителя, его речь, культура общения и т.д. (воспитывающая функция).
     Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает:
- краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение анализирует объем содержания материала и качество его усвоения учащимися, применяемые методы и их оценку, активность учащихся и приемы организации их труда;
- самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель выдвигает свои предложения по улучшению качества урока, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. 
     Но педагог обязан объяснить при этом, почему именно так решил провести урок, что его заставило выбрать данную методику. стиль и характер собственной деятельности и работы учащихся. Всякая методика урока оправданна, если она дает максимальный обучающий и воспитывающий эффект и соответствует силам и способностям данного учителя.
     При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность, особенности, дарования. сильные стороны. Нельзя навязывать общие, одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя, на его сильные стороны. Недостатки и слабости надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. При анализе уроков важно поощряя творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры и методики урока исходя из содержания материала, дидактических и воспитательных задач, рекомендаций науки и своих собственных возможностей.
     Анализ урока должен проводиться не отдельным лицом (методистом, инспектором, директором, завучем), а группой лиц, в которую входят представитель администрации школы, товарищи по работе. передовые учителя. Групповой анализ урока особенно важен по отношению к учителям со слаборазвитой самокритичностью и низкой требовательностью к себе. Иногда групповой анализ урока необходим и как средство обучения учителей комплексному подходу к методике обучения, как способ обмена опытом, его обобщения. При групповом анализе возможен более глубокий подход к оценке действий учителя и учащихся. более объективная самооценка. Можно не согласиться с мнением одного человека, но нельзя не согласиться, когда на те или иные недостатки указывают все.
     Весьма целесообразны взаимопосещения уроков. Анализ уроков коллег в присутствии директора, завуча - хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы, записаны в специальную тетрадь.

Структурно-временной анализ урока.
     Для рационального использования времени, бережного отношению к каждой минуте урока следует использовать его структурно-временной ана-лиз. При этом обращается внимание на такие стороны урока:
- рациональное распределение всего времени (45 мин.) между отдельными элементами урока, т.е. разумно ли было в данных условиях выделить именно такое время на опрос, на психологическую подготовку учащихся к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление усвоенного материала или домашнее задание;
- рациональность каждого из структурных элементов урока;
- какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;
- распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала, на каком этапе (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала, ею подача и закрепление, применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание;
- качественное использование времени на отдельные элементы урока, т.е., к примеру, как рационально и эффективно при изучении нового материала было использовано время на опрос, что он дал, как работал при этом класс, сколько времени говорил учитель;
- рациональность использованных приемов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.;
- разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался. По меньшей мере 3—4 раза в период практики анализ уроков должен проходить именно в таком виде, чтобы воспитать у студента бережное отношение к каждой минуте урока.

Психолого - педагогический анализ урока
(данная схема ориентировочная и применять ее следует полно или частично в зависимости от цели посещения и анализа урока.)
1. Общие сведения об уроке. Дата, класс, предмет. количество учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку. Обстановка в классе (чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение. порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку). Оборудование (подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска). Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию класса, установление порядка и дисциплины. Цели урока: определяет ли учитель цель урока, информирует ли учащихся о цели и задачах урока. как он это осуществляет.
2. Тип и структура урока. Какой избран тип урока. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущим; как она осуществляется. Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги.
3. Содержание урока. Соответствие содержания программе. Как связан учебный материал с современностью. местным окружением школы. Установление межпредметных связей. Как осуществляется формирование трудолюбия-чувства уважения к людям труда. Как осуществляется развитие интеллектуальных способностей. нравственных и эстетических чувств у учащихся. Использование дидактических материалов и оборудования кабинета. Достигнут ли рост или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенною материала.
4. Методы и приемы обучения на уроке. Какая система методов применяется: какие методы и приемы в ней сочетаются. Соответствуют ли методы и приемы обучения содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся. Соответствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания. Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление у учащихся.
      Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование у учащихся умения учиться. Как используются для самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения. Формирование у учащихся навыков самоконтроля. Последовательность применения заданий и упражнений для выработки навыков и умений. Привитие учащимся навыков самоконтроля.
     Способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки. Обеспечение надлежащей последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока.
     Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. Осуществлялась ли дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащихся. Объем домашнего задания. На какое время рассчитано домашнее задание. Как учащиеся подготовлены к успешному выполнению домашнего задания. Как предупреждается перегрузка учащихся домашними заданиями.
5. Поведение учащихся. Насколько учащиеся привлечены к активному умственному груду. Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированны. Как осуществлялась мотивация учения в течение всею урока, применяются ли с этой целью специальные приемы. Отношение учащихся к учителю.
6. Поведение учителя. Умение владеть классом, организовать его ра-боту, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Стиль и тон в работе. Педагогический такт. Наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.
7. Результаты урока. Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценного из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей. Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока, как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и др.).

Комплексный анализ урока
     Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом это комплексный анализ урока. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например, один из учителей в течение урока тщательно фиксирует время, которое расходуется на активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение урока. Другой следит за содержанием материала, фиксирует последовательность изложения идей, использование на уроке новых достижений науки и т.д., давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности. Один педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности учителя, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как:
методика обучения,
разнообразие приемов и способов преподавания нового материала,
закрепление и углубление пройденного,
организация деятельности учащихся на уроке,
отношения учителя и учащихся,
педагогическая этика на уроке.
     Специально дается педагогическая характеристика личности учителя: его культура, внешность, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношений с детьми и т.д. Содержание комплексного анализа урока может быть следующего направления:
1-е направление: Анализ решаемых учителем задач: как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя, насколько полно достигнуты дидактическая и воспитательная цели урока, в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока, что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду, насколько объективно оценивались их знания, умения, навыки, как осуществлялась связь теории с практикой, насколько удачно сочетались содержание и методы обучения. Применялись традиционные и новые виды обучения, технические средства, что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.
2-е направление: Анализ воспитательного влияния урока: что на уроке служило идейно-нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию, трудовому воспитанию и профориентации учащихся, как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности. события в жизни страны, республики, края, города, села, школы, класса, каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками, насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и т.д.
3-е направление: Анализ педагогических возможностей и особенностей учителя: какие личностные качества учителя проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать труд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников, вносить коррективы).
4-е направление: Анализ деятельности учащихся на уроке: учет учителем воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособность учащихся на уроке, умение мыслить. работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов, развитие речи. умение применять теорию на практике и др.

Психологический анализ урока
     Психологический анализ урока крайне необходим учителю, чтобы видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ помогает созданию условий для эффективной умственной деятельности, организации внимания, развития памяти и т.д. В целом при психологическом анализе урока следует выделить три основных звени:
психология учителя (деятельность, ум, эрудиция, эмоциональность, речь, поведение, отношение к детям),
психология учения (деятельности детей)
эмоциональная связь между учителем и учащимися. Психологический анализ включает в себя следующие элементы:
1. Характеристику познавательных процессов: восприятия, осмысления, закрепления, внимания, мышления, памяти.
2. Характеристику качества усвоения знаний: работу над понятиями, выделение главного, усвоение теории и ее связь с практикой, формирование убеждений, точность знаний.
3. Характеристику интеллектуальной атмосферы урока: насколько правильно побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся, как развивались познавательные интересы, удовлетворялась любознательность, ставились и решались познавательные проблемы, как использовались коллективные формы учебною труда, умение думать вместе, спорить, доказывать, опровергать и т.д.
4. Характеристику эмоциональной атмосферы урока: каким было настроение учащихся, как поддерживался мажорный тон урока, как обеспечивались положительные эмоции для воспитания интереса к учению, формирования ответствен нести за свою работу, насколько заинтересован, влюблен в свое дело учитель, как эмоциональность урока влияла на работоспособность учащихся.
5. Характеристику развития учащихся в процессе обучения: какие умения и навыки были ими приобретены или закреплены, какие познавательные силы и способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались (в первую очередь ответственность, трудолюбие, воля).
Такой психологический анализ урока сложен, он требует постепенного внедрения в практику: сначала анализ посвящен характеристике познавательных интересов, потом качеству усвоения знаний, затем характерно гике интеллектуальной атмосферы урока и т.д.

На уроке учитывались индивидуальные интеллектуальные особенности учащихся

 

 

На уроке использовались проблемные задания

 

 

На уроке была создана творческая атмосфера

 

 

Нравственное значение урока

 

 

Взаимодействие учителя и учащихся на уроке доброжела­тельное

 

 

Учитель развивает в детях установку на сотрудничество и взаимопонимание

 

 

На уроке преобладала положительная эмоционально-нравственная атмосфера

 

 

На уроке осуществлялся личностью ориентированный под­ход

 

 

Оборудование, оснащение, эстетическое оформление урока способствовало воспитанию культуры груда

 

 

Гигиеническая оценка урока

 

 

Учитель эффективно использовал наиболее продуктивное время урока

 

 

Поведение учащихся на уроке соответствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры

 

 

Работе учащихся на уроке не мешали дополнительные раздражители

 

 

Классная комната соответствовала гигиеническим нормам 1(класс проветрен, достаточно освещен, мебель соответствует росту учеников)

 

 

Общие оценки урока

 

 

Категория: Методический бюллетень | Добавил: efremova-marina (26.01.2014)
Просмотров: 713 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0