Главная » Статьи » Методический бюллетень

Анализ урока истории
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ИСТОРИИ

1. Тема урока, место урока в теме, курсе.
2. Образовательно-воспитательные и развивающие цели уро¬ка, их реальность.
3. Тип урока (например, урок изучения нового материала, излагаемого учителем; урок обсуждения нового материала, под-готовленного учащимися самостоятельно; комбинированный или составной урок; урок применения знаний и формирования уме¬ний и навыков учащихся; урок обобщения или повторительно-обобщающий; урок проверки и учета знаний и умений уче¬ников ), вид урока (урок—лекция; урок—семинар; урок—лабора¬торное занятие; урок—практикум; урок—дискуссия; урок—итого¬вое собеседование и т.д.).
4. Структура урока: обеспечение ее логической четкости и ясности. Тематическая целостность и завершенность. Целесооб¬разность распределения времени между этапами урока.
5. Содержание и методика проверки знаний и умений уча¬щихся. Форма и виды проверки: индивидуальная, фронтальная, групповая, практическая и самостоятельная работа, дифферен¬цированные задания.
Содержание, характер и методика использования вопросов и заданий, полнота проверки, принцип тематической связи. Место, форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации учащихся.
Результативность: качество ответов учащихся. Дополнения, исправления, вопросы отвечающим, рецензирование (устное, письменное); активность класса; оценка учителем работы учащихся в процессе проверки их знаний и умений, подведение итогов.
6. Переход к новому материалу. Название темы (например, вопросительная форма - «Была ли неизбежна феодальная раз¬дробленность на Руси?», обозначение сквозной линии изучаемо¬го периода - «Афины: от аристократической республики к де¬мократической», заимствование из известных художественных и исторических текстов — «Москва не сразу строилась»; создание проблемных ситуаций - «Набег или нашествие» (о монголо-татарском вторжении на Русь); недописанные ключевые слова — «Слово о ... Русской земли»; учащиеся самостоятельно выбира¬ют наиболее подходящее название урока из предложенных вари¬антов; ученики в конце урока расставляют в заголовке знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к изу¬чаемой проблеме и т.д.), ее связь с ранее изученной; ее связь с проведенной проверкой знаний и умений школьников.
Мотивация (например, ознакомление учащихся с новой, не¬известной информацией, вызывающей у них чувство удивления;
демонстрация практической значимости изучения данной темы;
показ перспективы для последующего изучения материала; 
ком¬плексное использование наглядности и ТСО; постановка про-блемного задания; пропаганда книги через выставку книг или зачитывание отдельного отрывка; включение ассоциаций учащихся и т.д.) и ориентация учащихся в предстоящей деятельно¬сти.
7. Содержание и методика изучения нового материала. Со¬отношение содержания урока и учебной программы, а также соотношение с материалом учебника.
Соответствие содержания урока намеченным целям.
Учет знаний, полученных вне урока.
Реализация внутрикурсовых, межкурсовых и межпредметных связей в методике преподавания.
Приемы изложения новой темы учителем, соответствие содержания:
возрастным особенностям учащихся (например, повествование (рассказ, сюжетное сообщение); описание (характеристика, картинное описание, аналитическое описание); объяснение;
беседа (вводная, аналитическая, эвристическая и т.д.); образность, конкретность, эмоциональность, логическая последовательность, связность, доступность и т.д.;
современному состоянию исторической науки (например, «очеловечивание» истории — раскрыть мир человека, его интеллектуальную, эстетическую, эмоционально-чувственную сферы сознания; осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества; самоценность индивида и свобода воли; принцип соразмерности и сопричастности - необходимость включения истории своей семьи, своего города в контекст более масштабной истории; терпимость и методологическая требовательность - признак правомерности различных интерпретаций, иных оценок, подкрепленных необходимыми аргументами, их права на существование; сочетание цивилизационного и формационного подходов к анализу исторического процесса; большее внимание уделять раскрытию мирной, созидательной деятельности людей в различных ее сферах (в том числе и в духовно-нравственной и т.д.), достоверность сообщаемых фактов, убедительность обобщений, оценок, выводов.
Включение в содержание урока сведений, дающих возмож¬ность формировать у учеников знания о познании.
Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания.
Учет возможностей материала для формирования историчес¬ких понятий, создания системы исторических знаний. Разделе¬ние материала на основной и дополнительный. Сочетание сис¬темности и фрагментарности в отборе учебного материала.
Средства обучения: карта, картина (событийная, типологическая), портрет, карикатура, иллюстрация, аппликация, диафильм, видеофильм, кодоскоп, другие ТСО).
Сочетание разных источников знаний.
Приемы организации познавательной деятельности учащих¬ся: беседа, составление планов, таблиц, анализ документов, чтение текста учебника, дополнительной литературы и т. д. Характер познавательных заданий (репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, проблемный). Использование воз¬можностей урока для формирования у учащихся:
умения оценивать общественные явления прошлого и современности, доказывать правоту своих взглядов;
умения самостоятельно работать, заниматься самообразованием;
навыков исторического моделирования и прогнозирования.
Роль наглядности в активизации познавательной деятельности учащихся. Рациональное использование учебно-наглядных пособий и экранно-звуковых средств.
Обеспечение обратной связи для руководства познавательной деятельностью учащихся на уроке.
Форма организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, групповая, индивидуальная. Их рациональное со-четание.
Преобладающий уровень познавательной самостоятельности учащихся на уроке: репродуктивный (воспроизводящий содержание по памяти), преобразующий (придающий содержанию новую форму), творческо-поисковый (включающий в себя поиск способа или результата деятельности, не подсказанного учителем).
Соответствие методов и приемов образовательно-воспитательным, развивающим целям урока, содержанию изучаемого материала, учебным возможностям и индивидуальным особенностям данного класса, индивидуальным особенностям личности учителя. Оптимальное сочетание методов и приемов.
Осуществление индивидуализации и дифференциации в ходе урока.
Создание эмоциональной творческой атмосферы на уроке. Педагогическая этика и такт.
8. Содержание, методика и отбор материала для закрепле¬ния. Создание учебной ситуации, когда ученик начинает оперировать полученными знаниями, решать задачи, соотносить факты с понятиями.
9. Содержание и методика организации домашнего задания:
- объем;
- мотивирование домашнего задания (пробуждение любоз-нательности, усовершенствование навыков, апеллирование к чув¬ству долга; использование стремления учащихся к признанию и оценке их труда; учет индивидуальных склонностей и желаний учеников);
- учет реального результата этапа закрепления;
- дифференцирование домашнего задания;
- вариативные задания на выбор учащимся;
- подробная, но сжатая инструкция по выполнению (последовательность работы: с чего начинать; к чему переходить;
чем заканчивать; как работать: одному или с товарищем; толь¬ко ли прочитать и пересказать; читать по частям и переска¬зывать; читать, попутно рассматривая рисунок, схему, карту и т.д.);
- проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.
10. Соблюдение санитарно-гигиенических и психологических требований к уроку.
11. Общая оценка урока, насколько успешно были реализованы поставленные цели. Конкретные выводы и предложения по уроку.
12. Количественные показатели:
Время (быстрота, скорость решения, сменяемость методов, приемов работы).
Показатель интенсивности протекания процесса деятель¬ности; соотношение между предполагаемым и реальным исполь¬зованием времени на выполнение того или иного задания.
Количество отвлечений учителя.
Количество опрошенных за урок; количество давших полные и неполные, правильные и неправильные ответы.
Количество желающих принять участие в обсуждении поставленных перед классов вопросов, количество желающих внести дополнения.
Количество заданных учениками вопросов как показатель их познавательной активности и интереса к изучаемому материалу.

Категория: Методический бюллетень | Добавил: efremova-marina (26.01.2014)
Просмотров: 908 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0